— UL-PEOPLE.ru

Как в Симбирск факиры и гипнотизеры заезжали

«Казнь преступника в Пекине!!!

Отсичение головы живому человеку!!!

Вспарывание жывота – Харакири!!!»

Такой набор кровавых развлечений явил восторженным ульяновцам 30 и 31 декабря 1925 года Чан-до-Сан, «Сын Востока, Заслуженный артист Китайской Республики». Всего за 20 копеек с носа можно было посмотреть эти и «другие невероятные номера – ловкости рук быстроты зрения остроты ума». Как в начале века прямо в здании бывшей богадельни – старинном здании на перекрёстке улиц Гагарина и Можайского – ульяновцев развлекали факиры, гипнотизеры, заклинатели змей и маги, рассказывает Иван Сивопляс.

Из богадельни – в кинотеатр

Старожилы по привычке называют это краснокирпичное здание на углу улиц Можайского и Гагарина «старым корпусом ШВЛП». Много лет назад «старый корпус» назывался Симбирской городской богадельней, где до революции «призревались» немощные одинокие старики и дети-сироты.

В 1894 году по проекту самобытного симбирского архитектора Виктора Людвиговича Ивановского началась её капитальная перестройка, которая продолжалась пять лет. Результатом её стал единый краснокирпичный комплекс, который считался одним из самых грандиозных сооружений старого Симбирска и украшением северной окраины губернского города.

Симбирская богадельня на дореволюционной открытке

Внешний вид богадельни охотно тиражировали на старинных открытках. Не знаю, следовал ли процент от продаж в пользу обитателей краснокирпичного здания. Но в 1912 году, в заботах о добыче средств для существования «призираемых», Симбирская Городская Дума разрешила открыть в здании кинематограф. Заведение сразу получило популярность среди окрестных жителей.

Советская власть богадельню закрыла. После революции здание стало использоваться в качестве красноармейских казарм. От богадельни «уцелел» один кинематограф, получивший имя кино-клуба «Красная Звезда».

Киносеанс тогда и киносеанс сейчас – это две довольно большие разницы. Кино было «немым», а фильмы – короче. Их демонстрация сопровождалась игрой тапёров-пианистов, а иногда и целых оркестров.

Но фильмом дело не заканчивалось. Сеанс продолжало выступление эстрадных артистов: не привычных нам певцов или, скажем, юмористов. На заре Советской власти народ впечатлялся исключительно фокусниками и гипнотизёрами.

«Чортова Математика» и «сжигание вещей взятых у публики»

Жажда волшебства и чудес в стране, пережившей лишения двух войн, голод, разруху, была колоссальной. Спрос рождает предложение, и по просторам молодой Советской России колесила настоящая армия «всевозможных факиров, гипнотизеров, заклинателей змей, магов и волшебников».

Гастролировавшие в Ульяновске «Красные факиры», как называли они себя в угоду политической конъюнктуре, очень любили выступать на сцене «Красной Звезды».

Уж не знаю, как оно происходило в жизни, но в рекламных объявлениях весьма впечатляет, в том числе и массой орфографических и грамматических ошибок:

«Казнь преступника в Пекине!!!

Отсичение головы живому человеку!!!

Вспарывание жывота – Харакири!!!»

Такой набор кровавых развлечений явил восторженным ульяновцам 30 и 31 декабря 1925 года и 1 января 1926 года Чан-до-Сан, «Сын Востока, Заслуженный артист Китайской Республики». Всего за 20 копеек с носа в нагрузку к сказанному можно было посмотреть и «другие невероятные номера – ловкости рук быстроты зрения остроты ума».

А вот сохранявший инкогнито «Путешествиник Иллюзионист» заехал в город с единственным представлением в октябре 1925 года. Советская власть боролась с религией, и потому концерт чудотворца проходил под лозунгом: «Смерть чертям и колдунам знахаркам чародеем волшебникам и воржецам!!!»

Драл «Путешествиник» втрое против «Сына Востока», но зато и программу предлагал куда как более насыщенную. «Священный огонь ламмы, Казнь жреца, Разрезание живота желающим из публики, Таины чародейства или Чортова Математика, Сжигание вещей взятых у публики, которые Путишественик возвратит вцелости», а также «Таинственный сундук турецкаго Аладдина, Волшебная коробка-смехотворка, Платок-самолет, Кольцо-невидимка, Наволочка-чародейка; Тайны неволниц гарема и много других интиресных номеров из области древниго чародейства».

Да, великая сила – реклама! Публика валила валом. Но случалось, дело не обходилось без эксцессов. Разочарованные «чудесами» обыватели едва не всем залом кидались колотить детей Востока. И «красные» факиры, не надеясь больше на ловкость рук, мчались со всех ног от разъяренной толпы.

На подмостках «Красной Звезды» выступали не только справедливо позабытые шарлатаны. С 14 по 25 октября 1925 года здесь, на заре своей звёздной карьеры, гастролировал с женой Ольгой 31-летний Эмиль Теодорович Кио, основатель знаменитой династии иллюзионистов.

Без рекламы и здесь не обошлось. «Нет чудес – есть наука! Что вчера было сверхъестественно, то сегодня естественно и понятно!» – зазывали афиши. По три раза на дню, в половине шестого, в половине восьмого и половине десятого вечера, «Загадка XX века», как по достоинству нескромно рекомендовал он себя родине величайшего политика того же столетия, Эмиль Ренард Кио являл свои «мировые» аттракционы «Человек-Молния» и «Черная Комната».

«Артист Западной Европы» – позиционировал себя знаменитый иллюзионист. Явно, чтобы не путали с шустрыми «Сыновьями Востока»!..

Автор – Иван Сивопляс

Фото Юлии Липатовой