— UL-PEOPLE.ru

Жонглёрская «ЗАПава»: как не растерять мячи и мысли

В выходные город буквально растрясло: прямиком из индийского Дели учить ульяновцев мастерству концентрации и жонглирования прилетела фантастическая девушка – Зап! Кстати, вы знали, что эта известная на весь мир артистка и модель – из Ульяновска? Делать из подшефных циркачей и клоунов она не намеревалась, зато научила новичков манипулировать сразу тремя шарами и искренне улыбаться во все зубы!

Уши, Невский, «Налбандяны»

За пару дней до мастер-класса его участники рванули в местный гипермаркет – честно выстаивать очередь за теннисными мячиками. Реквизит для профессионального жонглирования, конечно, не очень подходящий, но для новичка и зеленые «налбандяны» (термин «подкинули» обитатели больших кортов – мячи в шутку назвали в честь титулованного аргентинца Давида Налбандяна) сойдут. Часом позже девушка Зап подробно расскажет, как даже из такого неудобного «снаряда» сделать настоящий – цирковой.

В «Sev»-зале, где когда-то располагался популярный клуб, за 30 минут до начала нас встречает коротко стриженная улыбчивая блондинка в мохнатых розовых заячьих ушах. Тут и с полувзгляда понятно – эта красавица в аляпистых штанах и есть Зап. Не скрывает, мастер-класс  – это такой запоздалый комбек на родину, в Ульяновске Зап жила и училась.

Но когда стукнуло 21 – рванула в Питер. Офисная жизнь эксцентричной девушке быстро наскучила, и однажды, прогуливаясь по Невскому, она «прибилась» к уличному жонглеру. Тот показал Зап пару приемов, и она решила, что этот вид искусства ей непременно покорится. Годы тренировок, и она уже сама раскатывает по миру, и показывает удивленным зрителям чудеса внимательности, сосредоточенности и виртуозности.

Спорт-минутка, или Как не потянуть мышцы

«Сейчас очень быстро научу жонглировать даже тех, кто и мяча-то в глаза не видел», – бодро начинает Зап. И отчего-то хочется верить, что неуклюжесть и рассеянность я вместе участниками тренинга оставила где-то за дверью. Что ж, пробуем. Но сначала – комплексная разминка. Зап позаботилась об атмосфере, сама подбирала треки для тренировок: главное – раскрепоститься и перестать «зажиматься»! Чтобы чувство близости усилить, на руки всех участников повязали одинаковые, но разноцветные фенечки.

«Главное правило для начинающих жонглеров – каждую тренировку начинать с разминки, пусть даже и экспресс!». Заявление, так заявление. Послушно встаем в круг и начинаем вращать всеми частями тела.

«Только когда полностью размялись, ваше тело будет готово к тем заданиям, которые вы хотите ему подкинуть!». Совет бывалого: во время этой «спорт-десятиминутки» важно следить именно за тем участком, который вы разминаете: руки, шея, плечи, таз, щиколотки – в сложных тренировках, обещает Зап, нам пригодится все наше «разгоряченное» тело!

«Случайно узнала, что мастер-класс многие пропустили из-за того, что застеснялись, дескать, жонглировать-то совсем не умеют…Это очень удивительно для меня звучит, – Зап недоумевает. – Давайте расслабимся, ну по-жааааа-луй-ста, ловим ощущения! Самое главное – получать удовольствие, ведь правда?».

Дальше – еще интересней. Где, как не на мастер-классе по жонглированию, вас научать правильно… хватать! Мячи, взлетающие и падающие, и соседа! Рефлекс отработан на твердую «пятерочку»: сжимать и разжимать собственную пятерню с положительным КПД, чтобы потом не ронять мячи, научились всего за несколько минут. Оказалось, что дело тут не только в одних пальцах – вытягиваться и скручиваться нужно всем телом.

Чтобы разогреть ладони – дружно устраиваем овацию из аплодисментов сами себе! Звонкие хлопки ладошек раздаются отовсюду: из-за голов, под ногами, за спиной! Скорость – сумасшедшая!  К жонглированию готовы! Зап, спасибо!

 Глаза в кучку: концентрируемся на шарах

«Сосредоточьтесь на шарике, это великий день!», – Зап отчаянно веселится. В руку, наконец, берем один шар: казалось бы, чего проще. В детстве ведь гордились собой на весь двор: ни дать, ни взять – спортивные акробаты и цирковые жонглеры.

Осечка уже после первого броска мяча вверх: Зап строго замечает, руки в локтях и кисти сгибают только непрофессионалы. Учимся держать их прямыми! Для «пригляду» придерживаем сами себя свободной рукой за активную – действует! Глаза пока разбегаются по залу, рассматриваем друг друга и удивляемся многообразию цветов вокруг: штаны Зап на себе вместили все оттенки жонглерских мячиков.

СОВЕТ ОТ ЗАП

«Теннисные мячи слишком легкие и «прыгучие». Новичкам лучше пользоваться профессиональным реквизитом или попробовать «соорудить» мяч мечты самим. Берем обычный теннисный шар, проделываем в нем дырку, засыпаем внутрь две рюмки соли, чтобы мяч стал тяжелым. Потом отверстие тщательно заделываем, а сам шар обматываем обыкновенной изолентой. Если под рукой ее не оказалось, то можно использовать скотч, но тогда будьте готовы к тому, что ваш реквизит окажется слегка «сморщенным».

Стоило взять в руки второй мяч, как почти у всех участников тренинга стремительно начало развиваться «косоглазие»: неискушенные, мы так и вперились взглядом во взлетающие мячи.

Теннисные «боллы» разлетались в стороны, крушили все подряд, но снова доставались из углов и взмывали в воздух. Такие, как я, тихо хитрили в уголке: мячики под потолок не взлетали поочередно, а искусно перекладывались из руки в руку. Но зоркий взгляд Зап «мухлеж» замечал: движения повторяли раз за разом, и спустя сорок минут уже отыскивались поводы по-настоящему гордиться жонглерским собой!

«На старте подкидывать шары выше уровня глаз не имеет смысла – вот вам профессиональный совет!». Еще лучше – не смотреть на него вовсе, он и так окажется в зоне «подгляда» – так уж устроены наши глаза. Лучше сконцентрироваться на соседе напротив. Или параллельно заниматься другим делом: притопывать, прищелкивать пальцами, моргать левым глазом, приседать или пританцовывать. Лучше – все одновременно!  Учимся координировать внимание!

Удивительное открытие: когда шарик падает из рук новичка – это еще не фиаско и не полная профнепригодность, это даже… хорошо! По крайне мере, так уверяет Зап. «Без падений нет и жонглирования», – вот такая простая аксиома. Поочередно меняем руки: правши подкидывают мяч левой, «леворульные» – правой.

«Здесь главное – лишнего не напрягаться, нужно представить, будто вы ничего и не кидаете вовсе!». Теперь упражняемся на скорость: пока мяч стремительно мчит под потолок, мы отчаянно колотим в ладоши – за время полета нужно успеть сделать как можно больше хлопков. Самым талантливым удалось сделать по семь «чпоков» за раз!

Точим «когти» на двух шарах

В своей петербургской школе «ОГО», Зап открыла ее вместе со своими друзьями, учеников она обучает разным техникам жонглирования. Классическому, контактному. И каждому новичку обязательно показывает прием – «когти».

Сначала случайно «роняем» мяч, а потом перехватываем его на лету, вытягивая пальцы. Реакция нужна молниеносная, иначе услышим глухой шлепок об пол от падения мяча. А ронять его с каждой минутой мастер-класса хочется все меньше.

На коллективных занятиях очень важно почувствовать контакт. Учимся обращаться с мячами, а заодно – знакомимся друг с другом. Смеха было много, от падений мячей мы совсем не расстраивались, а друг другу – помогали!

Прошел час, и неожиданно в руки попал и второй «снаряд»: вот сейчас уж точно начнется настоящее жонглирование! Руки по-прежнему не сгибаем, кидать непослушные мячи искренне стараемся кистями! Бросаем на одинаковую высоту, стараясь сделать две «шариковые» колонны.

«Старайтесь бросать шары так, чтобы они вернулись в ту же точку, из которой вы их выбросили! Только в этом случае вам не придется тратить время и силы, чтобы поймать их где-то в пространстве!».

И тут Зап выдает у совершенно немыслимое для новичков: «Жонглирование – достаточно скупое мастерство, тут нужно беречь собственные силы, насколько это возможно. Совсем скоро случится так, что у вас уже не будет времени думать о том, куда «прилетит» шар – их будет слишком много! Быстрее всего этот период наступает у парней – у них как-то лучше получается «задротство», уж простите за выражение. Это у нас такая жонглерская шуточка – когда нужно что-то безупречно отшлифовать, мы называем это «дрочить трюк» или «дрочить реквизит».

Шарики теперь бросаем в воздух одновременно – траектории полета спустя час тренировок уже можем примерно высчитывать на глаз. Получаться стало у многих, начинаю чувствовать себя едва ли не последней в списке учеников – вот они минусы сидячей работы.

Стуки, шлепки, падения – это шары стали разлетаться по залу. Лица заметно сосредоточились. «Хватить жевать губы и морщить лбы, – дуется Зап,  – продолжаем получать удовольствие и дарим друг другу широченные улыбки!».

Добавляем в упражнение третий шар – сначала невидимый. Потом – реальный! Руки уже порядком в пыли, но это не расстраивает. Когда мастер класс внезапно заканчивается, понимаем, что до циркачей и шоуменов нам хоть и далеко, но после тренировок с Зап у нас определенно стало что-то получаться! Сама девушка обещает вернуться в Ульяновск уже в конце мая и проверить, как обстоят дела у ее учеников.

ZAP: FACE TO FACE

UL-PEOPLE перед мастер-классом удалось задать Зап несколько вопросов.

 - Я даже оглянуться в зале толком не успела, но сразу поняла – намечается что-то уж очень интересное! Чему научимся, Зап?

- Это будут мастер-классы по классическому контактному жонглированию и по осознанному движению. Что все это значит? Первые два часа посвящаем полностью жонглированию. Еще одну 60-минутку отдаем под то, чтобы научиться двигаться в пространстве и понимать, что мы делаем с помощью своего тела, будем учить его «слушаться».

Мастер-классы, думается, для Ульяновска  – вещь очень нужная. В город я приехала спустя 5 лет после последнего визита, и поняла, что он дико изменился: преобразился, вокруг столько красивых парков, красивых улиц! Так и хочется, чтобы они были наполнены людьми, которые их используют по назначению – жонглерами в том числе! Я действительно хочу подготовить на этих мастер-классах людей, которые смогут выйти потом на эти улицы и веселить прохожих, играть с ними, дарить улыбки!

 - Так ты из Ульяновска?

- Да, родилась здесь, училась. Мысль об отъезде накрыла в 21. И вот уже 8 лет, как я в Ульяновске не живу. Домом считают Питер, но постоянно путешествую по миру. Вот только-только вернулась из Индии. Прожила там три месяца! Дальше самолетом – в Москву. И прямиком оттуда – в Ульяновск.

 - Город  изменился? Просканируй своим Зап-глазом!

- Есть у ульяновцев такая черта: вечно они чем-то недовольны! При этом благополучие-то растет, но избавиться от этого грустного мема не удается никак. Я приезжаю сюда периодически и вижу, как люди, скажем так, «жиреют»: они даже не столько материально это делают. Дело в другом: пространство становится все более комфортным и удобным. Но вот это сознание «несчастности» все-таки осталось с ними, и вот с этим нужно работать! Поездив по всему миру и по всем городам России, я знаю, что в конкретном маленьком Ульяновске очень благодатная почва, грунт, в который нужно сажать искусство, чтобы оно, наконец, уже росло! Красивый, чистый, прекрасный город, и в наших руках сделать его таким, чтобы все были счастливы!

- Неужели на мастер-класс приглашала всех желающих? Мне кажется, сюда без 

определенных навыков никак – нужно, как минимум, умение безупречно ориентироваться в пространстве, да?

- Я готова взяться за обучение каждого: даже за самого безнадежного новичка! Тем более, всегда есть возможность поделить людей на группы, дать им разную нагрузку. Если придут люди, уже знакомые с мастерством жонглирования – я готова поделиться с ними профессиональными секретами. Но я уверена, сносно жонглировать научится каждый!

 - Я смотрю, тут полным-полно атрибутики…все пригодится?

- Да не атрибутика это вовсе! Это подарки, которые я привезла своим новым, я надеюсь, ульяновским друзьям из Индии. С ними мы делать ничего не будем: я надеюсь, ребята их заберут к себе домой, и будут носить их и радоваться! Сегодня для ребят – классика. Научимся жонглировать тремя шарами, если у кого-то получится сделать это с большим количеством реквизита – будет отлично! Научу ребят «катать» шар по собственному телу – чтобы не падал! Жонглирование – это игра, это возможность снова почувствовать себя не взрослым, а ребенком!

- Зап, а с чего ты начинала? Откуда вообще пришло это желание – профессионально жонглировать?

- Однажды вечером я шла по Санкт-Петербургу и прямо на улице наткнулась на парня-жонглера. Он просто стоял и жонглировал, а все на него таращились. Пройти мимо я не сумела: посмотрев на это все, просто влюбилась в этого уличного творца! Так мое, жонглирование, собственно, и началось. Поняла, что хочу делать именно это, что сидеть дальше в офисе – это выше моих сил. Я захотела двигаться! Попросила Павла Горского, так назывался мне жонглер, взять меня в ученицы.

- Начинала с самого простого?

-Знаешь, да! Тем более, и для Паши это был профессиональный дебют –

я была его самой первой ученицей. Это потом у нас появилась собственная школа. А сначала он вместе с друзьями достаточно жестко меня обучал: они могли часами смеяться на моими неудачами, в шутку, конечно, издевались, когда у меня что-то не получалось и постоянно твердили, что у меня ничего не выходит. Но Зап была бы не Зап, и я не отчаивалась: трудилась и оттачивала навыки каждый день! Мотивация  – это самое главное, тогда сумеете прорваться через все преграды!

 - Ваша школа до сих пор работает?

- Да, «ОГО» по-прежнему на плаву! Я не просто один из ее основателей, но еще и практикующий преподаватель! Собственно, ульяновский мастер-класс как раз проходит под эгидой этой школы.

- Учеников у тебя, получается, много…

  - Мы занимаемся уже три года: через нас прошло очень много людей…Проходят мастер-классы не только по жонглированию, но и по другим дисциплинам. В среднем, за один мастер-класс мне удается «поконтактировать» с 10-12 людьми одновременно! Это непросто! Зимой занимаемся в больших залах, а летом – непременно выходим на улицы и показываем уличные представления!

 - Сложно даже представить, какими качествами нужно обзавестись, чтобы суметь профессионального жонглировать? Мне кажется, у меня в первую же секунду все шары из рук посыплются!

 - Не посыплются! Чтобы жонглировать, достаточно иметь…хотя бы одну руку! Ноги в общем-то тоже подходят, и даже голова для жонглирования сгодится! Для того чтобы манипулировать объектом – будь то шар, палка, кольцо или все, что угодно – нужно иметь… одно только тело! И все! Хотя, скажу по секрету, в Америке есть и однорукие жонглеры, которые очень круто выступают! Есть жонглеры совершенно безрукие, они делают все эти фокусы  – ногами! Есть жонглеры головой – тот самый фристайл, когда мяч отбивают головой, это и есть жонглирование!

Модель — Зап, ogo-spb.ru
Бодиарт — Кристина Елизарова, elizarte.ru
WBF-2012, Австрия.

 - Я не могу не спросить про боди-арт. Ты – одна из лучших моделей в мире. Зачем тебе это?

 - Для того чтобы понять, зачем я это делаю, я рекомендую вам просто один раз попробовать. Когда ты оголяешься у всех на глазах – неважно, полностью или нет, и тебя начинают красить, ты становишься кем-то другим, не самой собой, все на тебя смотрят и радуются!

Какая-то магия происходит на самом деле от бодиарта, особенно если он очень хорошо выполнен! Люди не видят человека, они как будто бы сразу проваливаются в какую-то страну грез. Они видят не тебя, а какое-то существо, у них начинает рвать крышу! Они бегают и прыгают, начинаются радоваться и смеяться, как дети! Иногда, правда, кто-то стоит в сторонке и начинается креститься и говорить «боже, боже, срам!».

Реакция бывает очень разной, но в целом это действительно какой-то магический мир! И та связь, которая происходит меду художником и моделью, и та связь, которая потом возникает между этим тандемом и всей публикой, это какой-то невероятный мир! Самый мой любимый фестиваль – это фестиваль по бодиарту в Австрии. И там происходят совершенно невероятные вещи!

Туда приезжают 500 команд со всего света, представляешь? 500 полностью раскрашенных людей одновременно – в немыслимой бутафории, на ходулях, в юбках длинною в 10 метров –  уму непостижимо! Это мир существ, а не людей!

НА ЗАМЕТКУ

Если вы по-настоящему решили заняться жонглированием, то можно смело «стучаться» в гости к Павлу Абрамову. Он в Ульяновске живет постоянно, и готов заниматься с группами и индивидуально - http://vk.com/pavel.abramov

Автор – Татьяна Герман

Фото – Анна Панова